Ответственность пациента — залог выздоровления

как выбрать врача

ДЛЯ ЧЕГО ПАЦИЕНТУ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

Мы любим поговорить о несовершенстве российской медицины. Несомненно, она нуждается в улучшении: повышать надо и уровень врачей, и качество организации службы. Но мало кто задумывается о том, что это улучшение не может быть односторонним. Да, качество врачебной помощи необходимо повышать, но не нужно ли сделать то же и с пациентами?

Умение пациента трезво оценивать свое состояние, выбирать специалиста и грамотно подходить к лечению — это залог того, что усилия врача не пропадут даром. Только совместные действия врача и больного принесут пользу. А если больной безответственный, то даже самый замечательный доктор не заставит его выздороветь.

Советский строй приучил нас к мысли о бесплатности медицинской помощи, а также о ее безальтернативности: иди в поликлинику и довольствуйся тем, что дают. Устоялся патерналистский взгляд на отношения врача и больного: мудрый и всезнающий врач с одной стороны, и бесправные и несамостоятельные пациенты — с другой. Держи таблетку и не спрашивай, зачем она нужна. В итоге в головах целых поколений людей воспиталось наплевательское отношение к здоровью и желание переложить всю ответственность на медиков.

Сегодня мы постепенно расстаемся с социальными иллюзиями: все чаще оказывается, что хорошее лечение стоит дорого, а опытного специалиста найти трудно. При это на медицинском рынке — все больше предложений и услуг. Наступает эра открытого выбора: вся информация есть в интернете, мы способны анализировать ее сами, и, соответственно, выбирать из имеющегося потока предложений то, что нам больше всего подходит. И мы все больше принимаем самостоятельные решения: как, у кого, и по какой цене лечиться.

Так какое же отношение к здоровью и лечению — правильное? К чему надо стремиться? И как выглядит пациент, который поможет не только себе, но и своему врачу?

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ПАЦИЕНТ — ЭТО КТО?

Ответственный пациент заботится о своем здоровье не меньше врача. Казалось бы, очевидный тезис? Однако давайте подумаем, нет ли среди нас тех, кто считает измерение артериального давления пустой тратой времени, курит как паровоз, годами не проходит маммографию или УЗИ, и хранит свои рентгеновские снимки в пыльном чулане вперемешку с журналами «За рулем»? Сколько таких, кто с легкостью запоминает технические характеристики автомобиля, но не считает нужным запомнить название лекарства? А если попадает к нужному специалисту, то забывает результаты всех обследований дома? Или опаздывает на прием? Или не соблюдает рекомендации? Любой, даже самый профессиональный врач, не может переложить свою голову нам на плечи. Потому что наше здоровье — оно только наше, и от того, как мы им распорядимся, зависит наше будущее.

Ответственный пациент не перекладывает ответственность на врача. Отсюда второй тезис — ответственность за наше здоровье лежит на нас, а не на враче. Да-да, именно так! Врач — это специалист, но не родитель. Он профессионал, но не гуру. Он может разобраться в проблеме и указать пути ее решения, но не может решить ее без вашей воли и вашего ведома. Давайте сравним наш здоровый организм с новой автомашиной: от того, как мы ее эксплуатируем, как часто проходим ТО, как тщательно следим за ее состоянием, зависит ее состояние и стоимость ремонта. Сегодня отношения врача и пациента можно назвать партнерскими: врач ставит диагноз и предлагает методы лечения, а также обозначает их возможные последствия и риски, после чего принимается совместное решение о целесообразности того или иного метода.

Ответственный пациент доверяет врачу и не скрывает от него информацию. Партнерские отношения между врачом и пациентом предполагают изначальную честность: если мы пришли решать общую проблему (а мы договорились, что болезнь — это общая проблема больного и врача), то мы должны предоставлять друг другу всю интересующую информацию. Естественно, при условии, что мы правильно выбрали партнера. Увы, часто можно видеть, как пациенты не рассказывают всей истории болезни, скрывают результаты ранее проведенных обследований, играют в кошки-мышки в надежде проверить врача «на вшивость», и т. п. Все это — проявления не слишком ответственного отношения к проблеме.

Ответственный пациент не ищет панацею. Чудодейственных средств, магических эликсиров, рецептов вечной молодости не бывает. Это нужно принять. Так устроена медицина: врачи могут улучшить здоровье, но не могут превратить ваш организм в вечный двигатель. Желание чудесного исцеления нещадно эксплуатируется шарлатанами: не стоит лишний раз говорить о лечении экзотическими грибами, заряженной водой и высушенной медведкой. Любовь к панацее — двигатель коммерции даже в случае применения вполне официальных методов: популярность услуг типа «полный чек ап организма» или «выведение шлаков и токсинов» имеет под собой все то же желание вылечиться раз и навсегда.

Ответственный пациент обдуманно подходит к выбору специалиста. И это самое главное. Ведь мы поставили своей целью выздоровление и хотим найти опытного партнера — врача, который ясно и открыто изложит нам пути решения проблемы. Но мы не достигнем цели, если партнер окажется недостаточно квалифицированным. Какими правилами руководствуется ответственный пациент при выборе врача? Несомненно, имеют значение такие факторы как место работы, стаж, научная степень, отзывы других пациентов — сегодня вся эта информация открыта в сети, и ее нужно внимательно проанализировать. Не менее важна узкая специализация врача: современная медицина не терпит фельдшеризма. Однако решающее значение имеет разговор, прямой общение. Не пытайте врача, просто поговорите с ним на равных, и пусть он простым языком объяснит вам цели и способы лечения, возможные осложнения и риски, альтернативные методы, перечень необходимых обследований. Настоящий профессионал всегда сделает это открыто, без сантиментов и сюсюканий, подробно и четко. И тогда принимайте совместное решение.

Ответственный пациент не боится получить второе мнение. А если врач вас чем-то не удовлетворил, то у вас всегда есть возможность получить консультацию его коллеги. И даже наоборот — если вы попали к самому нужному специалисту, он никогда не откажется выслушать мнение еще одного коллеги. Ведь в результате обмена мнениями рождается истина, не так ли? У счастью, сегодня в России становится все больше ответственных пациентов. Именно для них создаются сервисы Второго мнения. Надо понимать, что они — не панацея. Они — всего лишь шаг к выздоровлению, но этот шаг мы должны сделать сами.

Читать подробнее о Втором мнении

Читать подробнее о телемедицине

Павел Попов

Кандидат медицинских наук, член Европейского общества радиологов

Опубликовано: 10 июля 2017, Автор:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *