Мобильная телемедицина в России

Говорить о телемедицине в России модно на официальном уровне, но мало кто может четко и ясно сформулировать, что это такое. ВОЗ дает довольно сложное определение: «Предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором, работниками здравоохранения, использующими информационно-коммуникационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также для непрерывного образования медицинских работников в интересах улучшения здоровья населения и развития местных сообществ».

Если говорить проще, то телемедицина – это оказание медицинской помощи на расстоянии с помощью современных средств телекоммуникации. И здесь нужно отметить не только то, что  является телемедициной, но также и то, что ею не является.

Несомненно, телемедициной не являются многочисленные проекты дистанционного образования врачей, вебинары и телеконференции. Также имеют лишь косвенное к ней отношение многочисленные системы информатизации здравоохранения, в том числе электронные базы данных, системы хранения и передачи медицинских изображений. Аналогичным образом еще не являются телемедициной видеоконсультации, сеансы видеоконференцсвязи: сама по себе возможность дистанционной беседы двух медицинских специалистов еще не составляет суть телемедицинского процесса.

Российская телемедицина сегодня

Периодически разные официальные инстанции отчитываются о создании очередного «телемедицинского центра» в том или ином городе России. В сообщениях СМИ картинка стандартная: врач сидит у постели больного, рядом монитор с ликом профессора «из центра», вокруг сидят журналисты и довольные руководители местного здравоохранения. При этом остается совершенно непонятно, какие медицинские проблемы решаются таким образом, как часто проводятся эти консультации, кто выбирает консультантов и т.п.

По сути, происходит подмена понятий: телемедициной называется совещание врачей, дистанционный консилиум. Этот шаблон – «врач разговаривает по скайпу» распространен и у журналистов, но к реальной телемедицине он имеет мало отношения.

telemedicine_actors

Телемедицина в массовом сознании: говорящая голова профессора

На самом деле телемедицина – это прежде всего оценка удаленным специалистом объективной и конкретной медицинской информации: диагностических изображений (МРТ, КТ, УЗИ и т. п.), гистологических срезов, различных физиологических тестов (ЭКГ, ЭЭГ и т. п.) и, что самое важное — обратная отправка официального врачебного заключения, и, соответственно, принятие юридической ответственности за диагноз и лечение. При таком подходе понятие телемедицины расширяется: теперь это не только консультативная помощь, но и фактически любая интеллектуальная работа врача, которая не требует непосредственного контакта с пациентом.

Телемедицина в развитых странах применяется тогда, когда получить квалифицированного врача «по удаленке» проще и выгоднее, чем в своей больнице. Первой страной, поставившей телемедицину на практические рельсы, стала Норвегия, где есть множество труднодоступных населенных пунктов. Врачу туда добраться сложно, и на помощь приходят телемедицинские сети. Современный подход к проблеме заключается в том, что почти любая медицинская информация может быть передана по телекоммуникационным сетям. Достаточно иметь на месте нужное оборудование и обученный средний медицинский персонал, а мозг врача при этом может находиться в любой точке планеты Земля. Своеобразный медицинский аутсорсинг.

В России ситуация похожая: множество городков и деревень вдалеке от крупных медицинских учреждений нуждаются не только в качественной медицинской помощи, но и вообще в какой бы то ни было помощи. И здесь телемедицина могла бы стать не роскошью, а совершенно необходимым инструментом. Но развитию телемедицины в России пока мешают несколько объективных факторов. Первый из них – законодательный вакуум.

Закон о телемедицине

На сегодняшний момент в российском законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие дистанционную работу медицинских работников. Означает ли это, что телемедицина в России запрещена законом? Фактически, нет: согласно 323 ФЗ, медицинская помощь может оказываться в рамках стационара или амбулатории, но нигде не указано, что врач при этом должен находиться в стенах того же учреждения. С другой стороны, встает вопрос об ответственности за диагностику и лечение: если дистанционное взаимодействие строится по принципу врач-врач, то  ответственность по умолчанию ложится на местного специалиста; если же пациент сам обращается к врачу через средства связи, то такая услуга медицинскими нормами не регулируется и де-юре не считается медицинской.

В Госдуму был внесен Законопроект, вводящий юридическое понятие телемедицины. Согласно ему, медицинская услуга может оказываться с помощью телемедицинских технологий (речь пока идет о диагностике и профилактике здоровья). При этом телемедицинские технологии должны обеспечивать достоверную идентификацию врача и пациента (кто и как определяет эту достоверность, не объясняется). Подробная разработка правил дистанционного взаимодействия медицинских работников и пациентов оставляется местным органам здравоохранения. Кроме того, указывается, оператором телемедицинской информационной системы может стать организация частного здравоохранения.

Последний факт очень важен. Государственная машина неповоротлива, и дело может поправить инициатива частных компаний. Если по закону коммерческая организация сможет осуществлять телемедицинскую деятельность – ждите появления частных провайдеров телемедицины. Один из возможных вариантов в этой сфере – государственно-частное партнерство.

Фактически некоторые медицинские компании в России уже применяют телемедицинские технологии: например, частные сети МРТ-кабинетов обмениваются цифровыми снимками между диагностическими центрами из разных регионов. Дистанционное описание МРТ помогает решить проблему поиска квалифицированных рентгенологов. Однако за пределы одной организации такое взаимодействие пока не распространяется.

Телемедицина и телерадиология

Пожалуй, медицинская  радиология (рентгенология, лучевая диагностика) — это наиболее пригодная для внедрения телемедицинских технологий область медицины. Причин тому несколько:

  • Радиология – самая «цифровая» область медицины. Все современные диагностические изображения хранятся и передаются в унифицированном формате DICOM. Поэтому рентгенолог может находиться на каком угодно расстояния от диагностического аппарата, будь то КТ, МРТ или маммограф.
  • Для полноценной работы врачу-радиологу не нужно ничего, кроме самих снимков, остальная информация имеет вспомогательное значение. Сегодня передать цифровые снимки на расстояние — не очень сложная техническая задача.
  • В наше время нет смысла покупать дорогое и громоздкое «железо». Существуют сетевые решения, облегчающие и удешевляющие работу (облачные PACS-технологии)

Рынок телемедицины в России еще не создан, и это дело будущего. Вероятно, крупные инвесторы начнут с телерадиологии. Российские телемедицинские проекты подобного рода уже существуют. В пример можно привести Национальную телерадиологическая сеть, развивающую сеть дистанционных консультаций врачей-радиологов и предлагающую консультативную помощь пациентам и медицинским центрам.

Медицина онлайн

Интернет-проекты используют понятие телемедицины в качестве маркетингового хода. Уже много лет существуют различные сайты, с помощью которых можно получить онлайн консультацию врача невролога, гинеколога или ЛОР врача, в том числе бесплатно. Законны ли такие частные онлайн консультации врача? Почему нет, ведь юридически врач на сайте оказывает не медицинскую услугу, а просто дает совет. После такого совета рекомендуется все равно посетить обычного, «офлайн» врача.

Некоторые из подобных проектов привлекли большие инвестиции, например Теледоктор, HelpmedMedviser и др. Однако масштабными проектами они так и не стали, и многие из них были в последствие закрыты, не оправдав ожиданий. Почему? Основная причина – желание объять необъятное при отсутствии реальных преставлений о том, что на самом деле нужно больному и доктору. Стартаперам, пришедшим из сферы IT, комфортнее играть в свои игры, чем заниматься расчисткой авгиевых конюшен российской медицины. Обыкновенный российский врач, пожалуй, удивится, если услышит подобные сентенции: «Мы начали с того, что создали инфраструктуру — сеть телемедицинских центров/кабинетов, соединенных между собой скоростными каналами связи. Подобная практика существует во всем мире и позволяет медикам из различных регионов вживую общаться между собой».

Еще одна тема, набирающая популярность – это разные телемедицинские гаджеты, с помощью которых человек может передавать информацию о своем здоровье врачу. Если у него возникает тревога по поводу уровня глюкозы в крови или работы сердца, он отправляет врачу запись с сенсорного устройства (это могут быть умные часы, цифровой глюкометр, датчик давления и т.п.). Однако, как правило, речь идет об ограниченном наборе функций: пожалуй, кроме измерения пульса и уровня глюкозы, производителям предложить пока нечего.

Крупные игроки на рынке?

Еще несколько лет назад лидеры IT-индустрии обратили внимание на медицину. Вспомним хотя бы проект Google Health, предлагавший пользователю вести личную медицинскую карточку в глобальной облачной системе.

Теперь к делу подключился «Яндекс». В недавнем интервью Медузе  один из директоров компании Григорий Бакунов объясняет, какую роль телемедицине отводит его компания. Для «Яндекса» телемедицина – это прежде всего разработка удобных сервисов, позволяющих человеку справиться со своими страхами о здоровье. Потенциальный потребитель этого сервиса – молодой житель крупного города, привыкший общаться с миром с помощью гаджета. Если он хочет удостовериться в том, что здоровью ничто не угрожает, он связывается с врачом и получает у него консультацию о том, какие анализы сделать, к какому специалисту обратиться и т.п.

Налицо движение IT-компаний к «уберизации» взаимодействия пациента и врача – прогрессивный тренд, но оборотная сторона медали заключается в том, что их проекты не имеют отношения к серьезной и сложной медицине (лучевая диагностика, нейрохирургия, онкология и т.п.). Их ниша – повышение качества жизни обеспеченных и, в общем-то – относительно здоровых слоев населения.

Что делает государство

У государственных мужей бытует мнение, что телемедицина – это очень дорого и сложно. Такие представления выгодно поддерживать производителям оборудования для телемедицины. Устанавливать супердорогие телемедицинские комплексы в крупные государственные медицинские центры – любимое занятие медицинских чиновников. При этом отсутствует ясное понимание того, как организовать нужных специалистов, из каких фондов платить им зарплату, как решить юридические вопросы, и т.п. Развитие телемедицины в России часто понимается сугубо технократически — как прокладывание проводов между больницами.

Даже обывателю ясно, что в наше время для дистанционных консилиумов совершенно не нужны громоздкие и дорогие телемедицинские комплексы. Чтобы врачам оперативно связаться друг с другом, проще использовать скайп или другие бесплатные мобильные приложения, тем более что по уровню безопасности они уже ничем не уступают специализированным программам. То, что еще несколько лет назад было дорогим и сложным, сегодня есть в любом гаджете.

Анализ развития телемедицины в мире показывает, что главное в ней – это не техника, а правильная организация удаленной работы специалистов. При этом в России не существует государственных институций, которые бы занимались поиском и организацией работы врачей-консультантов, обеспечением оплаты их труда, мониторингом качества работы и т.п. Все эти второстепенные, по мнению руководителей здравоохранения, вещи взваливаются на плечи администрации больниц. А существующие в государственной медицине управленческие подходы не годятся для новой области и не могут оказать телемедицине нужной поддержки.

Телемедицина в системе практического здравоохранения

Какие условия необходимы для полноценного внедрения телемедицины в России?

  • Врач понимает, что некую профессиональную информацию проще и удобнее получить дистанционно, чем в своей больнице (расшифровка КТ и МРТ, анализ гистологических препаратов, оценка генетических тестов и т.п.)
  • Пациент хорошо информирован о такой возможности и может заказать телемедицинскую консультацию самостоятельно, получив второе мнение
  • Есть осознанное стремление государственных и федеральных органов к организации труда специалистов — участников телемедицинского процесса, повышении качества их работы, заботе об оплате их труда
  • Есть четко сформулированный закон о телемедицине, регулирующий юридическую ответственность участников телемедицинского взаимодействия – врача и пациента
  • Есть доступные, недорогие и гибкие технические решения, интегрированные в интернет-среду и предназначенные как для государственных лечебных учреждений, так и для частных клиник
Павел Попов

Кандидат медицинских наук, член Европейского общества радиологов

Опубликовано: 27 ноября 2016, Автор:

3 комментария много:

  1. Олег:

    доброго времени суток. Меня зовут Олег. Давно с интересом слежу за Вашим проектом ( НТРС). Сам занимаюсь удаленным консультированием ( как хобби) и меня интересуют юридические и нравственные аспекты такой работы. Как Вы считаете, может ли врач-рентгенолог заниматься в частном порядке платными консультациями ( СКТ и МРТ) во вне рабочее время и если да, как ему юридически себя защитить и обосновать свою работу. Также интересует Ваше мнение насчёт врачебной этики ( ваше мнение VS против мнения другого доктора… ведь порой большой стаж это не панацея и ,как говорится, и на «старуху бывает проруха»). Как Вы относитесь к сетевым МР конторам которые заставляют врача гнать количество а не качество? Спасибо за Ваш ответ заранее.

    • Здравствуйте, Олег.
      1. Юридических вопросов, требующих решения, довольно много. Если вы сам юрист, и готовы помочь — милости просим.
      2. Этичное поведение врача состоит в том, чтобы максимально помочь больному. Проблема столкновений врачебных мнений на самом деле надумана. Наша задача -не оспорить или опровергнуть чьи-то выводы, а сделать диагноз точнее. За все время у нас не было ни одного конфликта между врачами.
      3. Количество в ущерб качеству — не есть хорошо.

  2. Дмитрий:

    Здравствуйте я доктор рентгенолог с 1987 года, работал практически во всех клиникак и больницах . Вопрос о качественном описании и постановки диагноза больному по всем лучевым метадов в данный момент усложнился за счет более сложных методов исследований на фоне снижения качества подготовки врачей. Подмена медицины доказательной, медициной протоколов. Это печально. Найти вменяемого, думающего доктора проблема не только России но и во всем мире. Подмена идеологии клинического мышления, на новиопскую медицину-зарабатывания денег(любым способом) , с появлением «апельсиновых» докторов яркое этому подверждение., не говоря о десятках протоколов лечения ковида, что вызвало взрывной рост погостов по всему миру. К сожалению Россия еще не вышла из мировых стандартов утилизации населения.Многие новомодные исследования ведут лишь к одному к выварачиванию карманов больных и государства. Сделать клинически мыслящий ИИ невозможно, что такое ИИ это бухгалтерская программа которая может считать и вывести %вероятности. Но в любом случае последнее слово должно быть за врачем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *